Может я не разглядел, но у вас два разъема OUT MIDI. Обычно, один из них - THRU
https://www.sweetwater.com/insync/midi-thru/
Может я не разглядел, но у вас два разъема OUT MIDI. Обычно, один из них - THRU
А можно ли приобрести эту новодельную плату ?!Fagear писал(а): ↑05.07.2021,04:48 По Covox Sound Master (CSM).
Что касается шумного выхода - всё понятно и логично, ибо что все ОУ, что AY питались (как в оригинальной плате) напрямую с шины ISA, что есть прямой путь ко всем шумам.
Как уже стало привычно, приколхозил парочку КРЕНок с +12 В до +9 В (для аналоговой части с ОУ) и с +9 до +5 В (для AY и коммутатора выхода). Шум на выходе сразу стал значительно меньше.
Собрал и вставил таки платку с R2R ЦАПом, проверил, звук с ЦАПа есть!
Далее начал разбираться с микшером. Напомню, что на вход приходит стерео-пара с AY, моно-выход с AY и моно-выход с повторителя R2R ЦАП. Поставив просто эмиттерный повторитель на ЦАП в Covox получили слишком тихий сигнал, поэтому вместо того, чтобы усилить сигнал с ЦАП, они в 100 раз ослабили сигнал с AY. Чтобы совсем его потопить в шумах.
Я же попытался сделать более сбалансированный микшер, но для этого мне нужно было предварительно усилить сигнал с ЦАПа. А я в аналогово-транзисторной схемотехнике ни в зуб ногой... Короче и так резисторы ставил, и сяк, и второй каскад добавлял, даже, в конце концов, просто заменил на буфер-усилитель на ОУ... Но такого же звучания, как у исходной платы, получить не удалось: оригинал даёт больше баса. Пока что остановился на варианте со слегка изменённой схемой на одном транзисторе. Надо ещё ставить эксперименты.
Но, в итоге, уровень ЦАПа удалось поднять, микшер заработал без сильного перекоса, общее усиление ещё приподнял, чтобы финальный выход был похож на уровни оригинальной платы.
Обнаружил, что далеко не во всех играх плата видится. CSM явно поддерживает авто-определение и часть игр явно не могла в моей реплике увидеть "оригинал". Дело оказалось в том, что я использовал AY8910 (и, ранее, YM2149), в то время как на оригинальной плате стоял AY8930. К счастью, в этот раз у меня на руках уже был свой 8930-й чип, я его поставил в свою реплику и проблемы с определением реплики исчезли.
Также я написал пару DOS-утилит и "пошарился" по регистрам AY всякими недокументированными способами. Заодно, научился программно различать AY8910, AY8930, YM2149 и KC89C72 (чипы, что есть у меня на руках). И да, явно те игры, которые ранее не определяли реплику, использовали расширенные регистры AY8930 для определения наличия CSM. То есть для "настоящей реплики" все остальные чипы не подходят, нужен именно AY8930.
Если опустить детекцию в некотором софте, то и остальные чипы будут работать в реплике, но с оговорками. У 8930 есть ещё дополнительные делители тактовой частоты и они используются в CSM. У остальных чипов такой опции нет, поэтому они звучат не в той же тональности. Вопрос можно решить, если добавить ещё одну 74HC74 в роли делителя на 2, но свободных элементов на плате нет, а присирание ещё одного DIP-14 явно потратит аутентичность вида.
Плюс ещё есть проблемы конкретно с YM2149, вернее с извращённым способом генерации DMA-запросов для ЦАПа на CSM. Этим тут занимается чип-синтезатор: канал C отключается от аудио-выхода и через транзистор подаётся в логику, которая генерирует DRQ на шине ISA. Так вот, если у AY8910 и AY8930 выход в состоянии тишины находится на нуле и при наличии генерации поднимается в сторону +5 В, то у YM2149 по умолчанию выход "висит" в районе 2,5 В и колеблется около них. То есть, с точки зрения того буферного каскада для DMA, у YM2149 выход всегда находится в состоянии "1", никакую генерацию он никогда не "увидит" и, соответственно, DRQ запросы формироваться не будут.
Возможно, можно как-то малой кровью модифицировать схему этого каскада, чтобы DMA заработал и с YM2149, пока не разбирался.
Некоторые игры с ЦАПом работают и без DMA, то есть просто записью в порт, CSM позволяет оба варианта.
Также я заменил разъёмы джойстиков (у меня с первого раза были впаяны не того "пола"), но не смог найти ни одну игру, которая бы поддерживала джойстики именно на CSM. Из тех игр, поддерживающих CSM, что были у меня, джойстик либо не поддерживался вообще, либо только обычный PC-совместимый (который на Game port'у висит).
Возможно, есть какие-то игры из десятков совместимых с CSM, которые поддерживают эти разъёмы... но у меня не было времени заниматься полным перебором. Поэтому точно утверждать, что джойстики работают точно как задумано в оригинале я не могу, ибо декодер адреса в GAL-чипе написан частично "по наитию" и адрес работы портов джойстиков может и отличаться.
Чтобы хотя бы проверить работу того, что прописал в GAL я, пришлось написать ещё одну DOS-софтину. Она показывает нажатия всех кнопок с обоих портов. Собрал макет геймпада и нашёл какой-то Atari-совместимый джойстик - с обоими оба порта на реплике (и на оригинальной плате с моим GAL'ом) работают.
Так что, в общем и целом, реплика живёт и допиливается. Уже можно задуматься о написании плеера музыки со Спектрумов на CSM.
great coder, что касается сборки SG0309, то для её замены я сделал мини-плату с 0805 резисторами. Найти GAL'ы вроде не проблема, их и в Китае много продают, да и Atmel'овский вариант, вроде, всё ещё производится.
Однако на предыдущей странице я давал фотографию платы, которая суть CSM переделанный на SMD. Там GAL "разобран" на чипы логики. Только в виде DIP это будет намного большая плата, никак не похожая на оригинал.
Я бы поискал другие контакты.Последнее посещение:18.08.2022,15:20
Да я у него спросил на его канале в YouTube, там он уже вчера ответил...
Можно ссыль на ответ и на сам канал?nimdasys_inbox_ru писал(а): ↑01.10.2022,12:24 Да я у него спросил на его канале в YouTube, там он уже вчера ответил...
Только хотел спросить, а как в таком случае с помехами - а тут выяснилось, что вопрос даже не стоит:
Но я думал, фильтр и так есть на каждом канале (на операционниках горизонтальной части микшера). Кстати, про замусоривание канала PC Speacker-а (уж он-то точно "грязнее некуда"!) есть идеи?
А с уровнем канала C (для работы DMA) боротся не стали (по причине отстутствия программной поддержки)? LM13600 (пусть не для FMonster, а для реплики)?
На мой взгляд - это уже перебор. Конечно, вряд ли кто-то всерьез захочет печатать через настоящий LPT (одноврменно с наличием FMonster , тут скорее стоит опасатся OPL3LPT ) - и не сумеет пересадить встроенный - но потенциальное поле для лишнего глюкала есть.
Тут пугает не столько 1gate-логика, сколько десяток транзисторов. Неужели несмотря на такую рассыпь BOM (c 393) таки уменьшился?
Ни слова о программной поддержке! (ирония)
Ну не знаю, с такими проблемами с местом я бы скорее принял обратное решение - выпилить OPL2, потому что OPL3 стерео. Неужели 2OPL2 настолько лучше звучат, чем OPL3 (в их эмуляции), стоит ли оно того?