Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Место для бесед на свободные темы.
Sinus
Full Member
Сообщения: 229
Зарегистрирован: 07.08.2016,17:30
Откуда: СПб

Вклад в сообщество

Пятничны вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение Sinus » 28.12.2019,04:23

Верные ответы уже даны, но чтобы ещё крепче убедить sanders в ошибочности его первоначального предположения
sanders писал(а): 27.12.2019,13:37 Давление воздуха действует и направлено сверху вниз.
sanders писал(а): 27.12.2019,13:44Т.е. давление воздуха сверху гораздо больше.
можно вспомнить ещё и про обычный бытовой барометр-анероид: как ни направляй, как ни поворачивай такой барометр, он показывает практически одинаковое давление.


Заодно добавлю пояснение к вопросу Sephiroth (там были какие-то туманные ответы)
Sephiroth писал(а): Практически в каждом доме есть весы. Самые обычные напольные. Пружинные. Вопрос: почему они, будучи установлены на твердую или мягкую поверхность, дают разные данные.

Типичная конструкция весов такова. Верхняя площадка весов, на которую кладут груз, скреплена с корпусом весов, и в том числе с его днищем. Пружинный (или какой-либо иной упругий) измерительный механизм внутри весов реагирует на вдавливание подвижных ножек внутрь корпуса. Ножки немного выступают наружу через отверстия в днище весов.

Когда весы стоят неподвижно на гладкой твёрдой опоре (на столе, на полу), то сверху вниз на пружинный механизм действует суммарная сила веса груза и веса самих весов, а снизу вверх на него действует равная по величине сила реакции опоры - эта сила чуть-чуть вдавливает ножки внутрь весов. Чуть-чуть - так как пружина жёсткая. Шкала откалибрована так, чтобы по величине вдавливания ножек (по величине деформации в упругом измерительном механизме) определять вес груза; "ноль" шкалы сдвинут так, чтобы не показывать вес самих весов.

В случае с мягкой, проминающейся опорой весы ложатся на опору своим днищем. Поскольку весы неподвижны (не проваливаются к центру Земли, не колеблются), сила реакции опоры по-прежнему равна по величине весу груза плюс весов. Но теперь часть этой силы приложена к днищу, а не к ножкам. Значит, на ножки действует меньшая сила; поэтому ножки вдавливаются меньше, и весы показывают меньшую величину, чем вес груза.

(Так ли обстоит дело с конкретными весами - легко проверить, подложив что-нибудь под днище весов, чтобы ножки "повисли в воздухе". Если всё так, то весы вообще перестанут показывать вес груза.)

Аватара пользователя
alecv
Advanced Member
Сообщения: 6993
Зарегистрирован: 05.10.2004,11:13
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Вклад в сообщество

Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение alecv » 28.12.2019,10:14

Кай писал(а): 28.12.2019,01:07Я несколькими постами выше напоминал про капиллярный эффект.
Не не. Капиллярный эффект работает на очень тонких трубках. Я имел в виду трубки толщиной скорее от ~3 мм до ~сантиметра.
Например, соломинку для коктейля (или шланг для бензина). Если втянуть жидкость и плотно закрыть верхний конец - жидкость
выливаться не будет.

Аватара пользователя
Кай
Почётный пользователь
Сообщения: 19738
Зарегистрирован: 08.08.2010,21:44
Откуда: СПб, Ульянка-Лигово
Контактная информация:

Вклад в сообщество

Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение Кай » 28.12.2019,10:45

Например, соломинку для коктейля (или шланг для бензина). Если втянуть жидкость и плотно закрыть верхний конец - жидкость
выливаться не будет.
Снова же, про вариант шприца/пипетки я тоже уже упоминал. По диагонали читаешь? :)

В целом, viribus unitis, тему про стакан и лист бумаги можно бы и остановить. Учитывая многостраничное приложение с гидро/пневмодинамическими выкладками от Mihail-1.

Аватара пользователя
sanders
Advanced Member
Сообщения: 9361
Зарегистрирован: 26.03.2008,14:47
Откуда: Санкт-Петербург

Вклад в сообщество

Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение sanders » 03.01.2020,10:33

Итак, снова пятница!
Сегодня мы покатаемся на метро (за руль-то еще нельзя).
Если, поднимаясь на эскалаторе, закрыть глаза и пытаться понять, когда эскалатор поднимется наверх (и пора глаза открывать, чтобы сойти), то мы не можем этого определить пока эскалатор движется вверх. Но когда эскалатор переходит в последний прямолинейный участок, мы это ощущаем и понимаем, что пора глаза открывать.
Как мы это ощущаем, если скорость движения эскалатора постоянная, а человек не может ощущать движение с постоянной скоростью?
(Опыт со спуском на эскалаторе абсолютно симметричен).
Перечислите все факторы, их несколько.
К своем у стыду, когда-то главный фактор я искренне не знал. Мне его уже в зрелом возрасте объяснил бывший одноклассник, ну вот недаром он сейчас работает в Швеции, а я остался тут.

Аватара пользователя
Кай
Почётный пользователь
Сообщения: 19738
Зарегистрирован: 08.08.2010,21:44
Откуда: СПб, Ульянка-Лигово
Контактная информация:

Вклад в сообщество

Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение Кай » 03.01.2020,10:55

их несколько.
Я знаю два. Мне этого достаточно. Несмотря на постоянную скорость полотна, по наклонной ты едешь под углом 30 градусов к поверхности, по прямой на конечных этапах под 90. Срабатывает вестибулярный аппарат, смещение отолитов внутреннего уха при изменении положения тела и влиянии ускорений вызывает механическое раздражение подлежащих волосковых рецепторных клеток и появление соответствующих нервных импульсов, поступающих в мозг. А это будит весьма знатно. По сути дела, встроенный в каждого авиагоризонт.

Аватара пользователя
sanders
Advanced Member
Сообщения: 9361
Зарегистрирован: 26.03.2008,14:47
Откуда: Санкт-Петербург

Вклад в сообщество

Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение sanders » 03.01.2020,11:16

Хорошо. Биологический (анатомический) фактор. Этим "авиагоризонтом" мы ощущаем вполне конкретный закон физики. Пусть назовут физическое явление, а еще парочка иных факторов, которые наш организм тоже воспринимает.

Аватара пользователя
Кай
Почётный пользователь
Сообщения: 19738
Зарегистрирован: 08.08.2010,21:44
Откуда: СПб, Ульянка-Лигово
Контактная информация:

Вклад в сообщество

Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение Кай » 03.01.2020,11:23

Второй фактор - изменение направления (фазы), частоты и амплитуды вибрации от механизма эскалатора к полотну, но это может быть субъективно.

Был случай (когда я ещё ездил в метро), когда зарубежную (по выговору - канадскую) бабулю я на эскалатор, взяв за подмышки, поставил как куклу (она боялась в туда встать и создала затор), весь путь наверх держал за руку, затем, перед выходом, точно так же поднял и передал в руки благодарному её супругу. Человек, который становится на это "чудо техники" впервые, всех факторов опасности просто не ощущает.

Третий, тоже субъективный - изменение АД. На всякий случай, обыкновенные эскалаторы на Гражданке на ~60..70 метров под землю опускают. Не говоря уже про те, что рядом с Невой.

Четвёртый (косвенный) - резиновый поручень, за который пассажиры обязаны держаться при спуске/подъёме ВСЕГДА движется чуть несинхронно с полотном. Специально, чтобы не спали.

hardware10
Advanced Member
Сообщения: 11426
Зарегистрирован: 21.05.2007,00:13
Откуда: Moscow

Вклад в сообщество

Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение hardware10 » 03.01.2020,13:05

Кай писал(а): 03.01.2020,11:23 Четвёртый (косвенный) - резиновый поручень, за который пассажиры обязаны держаться при спуске/подъёме ВСЕГДА движется чуть несинхронно с полотном. Специально, чтобы не спали.
Сомневаюсь. Несинхронно он движется за счет пробуксовки привода(трением), на такой длине и массе она неизбежна. Привод же ступеней - зубчатая передача.
По сути вопроса - я одинаково чувствую и верх и низ. Откуда знаю - регулярно езжу на длинном эскалаторе и читаю при этом книгу.

Аватара пользователя
Кай
Почётный пользователь
Сообщения: 19738
Зарегистрирован: 08.08.2010,21:44
Откуда: СПб, Ульянка-Лигово
Контактная информация:

Вклад в сообщество

Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение Кай » 03.01.2020,13:08

Несинхронно он движется за счет пробуксовки привода(трением)
На обгон полотна тоже из-за пробуксовки? :) Или на такой длине и весе поручень как резиномотор действует:)

Под ним цепь с роликами. И передача тоже зубчатая.
Последний раз редактировалось Кай 03.01.2020,13:16, всего редактировалось 1 раз.

irond69
Advanced Member
Сообщения: 2743
Зарегистрирован: 30.11.2017,16:50
Откуда: Таганрог

Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение irond69 » 03.01.2020,13:15

Кай писал(а): 03.01.2020,11:23 Специально, чтобы не спали.
Да, я еще удивлялся, когда в Москве был в метро.
А почему так, узнал с появлением интернета)

SKcorp
Advanced Member
Сообщения: 3559
Зарегистрирован: 28.07.2008,13:37
Откуда: Leningrad, USSR

Конкурсы

Вклад в сообщество

Пятничные вопросы от Сандерса на научные и околонаучные темы

Сообщение SKcorp » 03.01.2020,13:18

Кай писал(а): 03.01.2020,11:23

Четвёртый (косвенный) - резиновый поручень, за который пассажиры обязаны держаться при спуске/подъёме ВСЕГДА движется чуть несинхронно с полотном. Специально, чтобы не спали.
Всегда считал, что для компенсации износа поручня, а чтобы не спали - это побочный эффект.

Ответить