Ремонт арифмометров - общие вопросы

Карманные вычислительные устройства и механические вычислители
Аватара пользователя
arif-ru
Advanced Member
Сообщения: 1778
Зарегистрирован: 08.10.2007,17:35
Откуда: Москва, me[a]alpe.net
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Ремонт арифмометров - общие вопросы

Сообщение arif-ru » 30.12.2018,12:39

xoiss писал(а):у меня, вот, один из способов "ремонта" — положить арифмометр в багажник автомобиля и поездить с ним километров 200-300
таким образом уже два арифмометра расклинил (быстрица-2 и вк-1)
Ага, вы когда-то об этом уже писали. Я воспользовался вашим советом, и все описанные тут арифмометры возил в багажнике Нивы около сотни километров. Не помогло. :-(
Sergei Frolov писал(а): Я как-то книжку читал Савостьянова. Он там пишет типа "Причины, по которым может быть заклинен ВК-2, самые разнообразные".
Надо помнить, что арифмометры, с которыми мы имеем дело (по крайней мере, западные, с отечественными сложнее) -- в основном, не сломавшиеся в далёком прошлом, а убранные когда-то на полку рабочие.
И про них вот John Wolff пишет:
It is rare to find anything actually broken in a mechanical calculator. Most problems in a jammed or malfunctioning machine are due entirely to the oxidation and decay of the lubricating oil.
arif-ru писал(а):идея инновационного метода ремонта
На самом деле, "инновационный" - это была некоторая ирония.
Для начала я планирую всего лишь положить их в бак с бензином на несколько недель - таким образом я уже смог починить свой Marchant SCM, например.
А если не поможет, то мне пришло в голову арендовать на денёк ультразвуковую ванну и попробовать часок-другой отмачивать в ней.
Если не поможет -- буду продавать снова.

Sergei Frolov
Advanced Member
Сообщения: 2820
Зарегистрирован: 05.07.2003,15:30
Откуда: Питер
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение Sergei Frolov » 30.12.2018,12:48

arif-ru писал(а):Надо помнить, что арифмометры, с которыми мы имеем дело (по крайней мере, западные, с отечественными сложнее) — в основном, не сломавшиеся в далёком прошлом, а убранные когда-то на полку рабочие.
Арифмометры могли до последнего работать. Заклинили, и положили на полку.
Собираю в коллекцию советские калькуляторы и компьютеры.
Мой сайт: http://www.leningrad.su/museum/ ICQ=12370106 https://t.me/retrocomps

Аватара пользователя
arif-ru
Advanced Member
Сообщения: 1778
Зарегистрирован: 08.10.2007,17:35
Откуда: Москва, me[a]alpe.net
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение arif-ru » 30.12.2018,12:53

Sergei Frolov, возможно и так. В любом случае, до промывки не узнаешь.

Аватара пользователя
arif-ru
Advanced Member
Сообщения: 1778
Зарегистрирован: 08.10.2007,17:35
Откуда: Москва, me[a]alpe.net
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение arif-ru » 30.12.2018,15:28

К слову, скажу про смазку.
Я решил, что нужно использовать какую-нибудь смазку, которая высыхает полностью, не оставляя твёрдого остатка. Немного порылся на часовых форумах, почитал ГОСТы, и решил, что стоит использовать смесь медицинского вазелинового масла, медицинского вазелина и керосина. Керосин -- для снижения вязкости, чтобы можно было опрыскать механизм из пульверизатора, и быть более-менее уверенным, что масло попадёт во все трущиеся точки.
А вы чем пользуетесь?

KALDYH
Advanced Member
Сообщения: 2594
Зарегистрирован: 05.06.2009,16:37
Откуда: Кемерово

Вклад в сообщество

Сообщение KALDYH » 30.12.2018,17:03

arif-ru писал(а):какую-нибудь смазку, которая высыхает полностью, не оставляя твёрдого остатка.
Автовладельцы утверждают, что полностью синтетическое моторное масло обладает таким свойством.
arif-ru писал(а):медицинского вазелинового масла, медицинского вазелина
Для справки, вазелин - это загущенное парафином/церезином/петролатумом вазелиновое масло. Вазелиновое масло - нефтяное (минеральное) прямоперегонное масло высокой очистки.

В общем, я думаю, нужно смотреть в сторону силиконовых смазок, синтетических масел и синтетических консистентных смазок. Узлы в арифмометре относительно тихоходные, поэтому жидкие масла следует выбирать наибольшей вязкости, из автомобильных это трансмиссионные. Для лучшего удержания масла во втулках скольжения в часовые масла присадкой добавляется костное масло.

Аватара пользователя
arif-ru
Advanced Member
Сообщения: 1778
Зарегистрирован: 08.10.2007,17:35
Откуда: Москва, me[a]alpe.net
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение arif-ru » 30.12.2018,18:24

Хм, и правда. Я был уверен, что вазелин -- просто более тяжёлая фракция вазелинового масла. Тогда вазелин исключаю.

Насчёт силиконовых масел -- я читал, что ими не следует смазывать трущиеся механические детали, потому что при трении оно окисляется до кристаллов оксида кремния. Которые, во-первых, абразив, а во-вторых, тот самый твёрдый ничем не растворимый осадок.

А какие-нибудь пруфы насчёт синтетического масла можно? Я пытался гуглить, но, увы, под "высыханием масла" обычно подразумевают его полимеризацию, поэтому нужные факты найти не удалось.

Костное масло меня как-то смущает, но я не могу сформулировать, почему.

spbra
Full Member
Сообщения: 258
Зарегистрирован: 06.12.2016,21:34

Сообщение spbra » 30.12.2018,18:31

1. Рекомендую керосин для начальной промывки - идёт налипание на смазку постороннего мусора который надо смыть.
2. Рекомендую керосин для начальной промывки - смываем размягчаем застывшую и испорченную смазку.
3. НЕ рекомендую использовать ультразвуковые ванны - можете отделить заводские надписи.
4. Возить в машине по мне это варварство - Вы разбиваете не только заклинившие детали но и рабочие, с таким же успехом можно поставить на вибростенд.
5. Масел для смазки может быть три: Минеральное/Синтетическое/Полусинтетическое. Забудьте про автовладельцев - там масла с другими физическими свойствами.
6. Рекомендую при выборе масла использовать масло для швейных машин типа И-20, но Ваш выбор будет зависеть от целей (работа/консервация и т.п.).

Аватара пользователя
arif-ru
Advanced Member
Сообщения: 1778
Зарегистрирован: 08.10.2007,17:35
Откуда: Москва, me[a]alpe.net
Контактная информация:

Конкурсы

Вклад в сообщество

Сообщение arif-ru » 30.12.2018,19:03

spbra
А). В пунктах 1-2 -- нет опечатки?

Б). Во-первых, во времена арифмометров шелкография ещё почти не использовалась, надписи делались заливанием краской выдавленных канавок - то есть, их легко восстанавливать.
Во-вторых, корпус, двигатель, а на большинстве машин клавиатуру и каретку со счётными колёсами легко снять перед очисткой - и останется наиболее нуждающееся в тщательной чистке тело машины с залипающей автоматикой. А там только стальные рычаги, оси и пружины.
Вот единственное что, на некоторых поздних машинах пластиковые (нейлоновые?) детали бывают - не знаю, бояться они ультразвука или нет.

В). Вообще, у меня была идея арендовать не только ванну, но и вибростенд. Это варварство, конечно, так же, как и смазывать машину из пульверизатора. Но альтернативы, месяцами копаться в машине без гарантии результата или продавать её сразу за копейки, ещё хуже.
А что вы имеете в виду конкретно под "разбиваете рабочие детали"?

Г).
Масло для швейных машин вот тут ругают:
https://www.chipmaker.ru/topic/70310/pa ... p__1535229

KALDYH
Advanced Member
Сообщения: 2594
Зарегистрирован: 05.06.2009,16:37
Откуда: Кемерово

Вклад в сообщество

Сообщение KALDYH » 30.12.2018,20:05

Масло для швейных машин - та же минералка без присадок, только степень очистки не нормируется.

По условиям работы подходящими маслами для арифмометра являются индустриальные. От автомобильных они отличаются тем, что работают при меньших нагрузках и температурах, а соответственно к ним предъявляются значительно более мягкие требования.

Коротко о маслах и смазках. Минеральное масло - продукт перегонки нефти, предельные углеводороды, главным образом алкилнафтеновые и алкилароматические, разными методами очищенные. Синтетическое масло - химический продукт на основе полиалкиленгликолей, сложных эфиров (диэстеров), полиальфаолефинов и др. Силиконовое масло - полиметсилоксаны. Моторное масло - масло с присадками (антикоррозионными, антиокислительными, противоизносными, моющими (детергентными), диспергирующими), к минеральному и синтетическому присадки разные. Трансмиссионное масло - высокой вязкости с противозадирными присадками. Консистентная смазка - загущение масла различными мылами: литиевым (литол), кальциевым (солидол), или всяческими парафинами (пушечное сало, вазелин). Главный показатель масла для использования в ненагруженных узлах при обычной температуре - вязкость.

spbra
Full Member
Сообщения: 258
Зарегистрирован: 06.12.2016,21:34

Сообщение spbra » 30.12.2018,21:04

arif-ru писал(а):А). В пунктах 1-2 — нет опечатки?

Б). Во-первых, во времена арифмометров шелкография ещё почти не использовалась, надписи делались заливанием краской выдавленных канавок - то есть, их легко восстанавливать.
Во-вторых, корпус, двигатель, а на большинстве машин клавиатуру и каретку со счётными колёсами легко снять перед очисткой - и останется наиболее нуждающееся в тщательной чистке тело машины с залипающей автоматикой. А там только стальные рычаги, оси и пружины.
Вот единственное что, на некоторых поздних машинах пластиковые (нейлоновые?) детали бывают - не знаю, бояться они ультразвука или нет.

В). Вообще, у меня была идея арендовать не только ванну, но и вибростенд. Это варварство, конечно, так же, как и смазывать машину из пульверизатора. Но альтернативы, месяцами копаться в машине без гарантии результата или продавать её сразу за копейки, ещё хуже.
А что вы имеете в виду конкретно под "разбиваете рабочие детали"?

Г).
Масло для швейных машин вот тут ругают:
https://www.chipmaker.ru/topic...p__1535229
с уважением к комментариям, по пунктам:
а) в чём увидели опечатку?
б) наносятся тех отделами номера, комментарии, ПЛОМБЫ
в) в отличии от авто у арифмометров нет амортизаторов и подвески, механические детали начинают испытывать ударные нагрузки по осям не учтенным в расчетах при проектировании
г) извините но только пару слов в указанной теме по существу, остальное вода... приведенное мною масло И-... Индустриальное применяемое в том числе в швейных машинах, а вот исполнение узлов и деталей в них схоже с узами и деталями в арифмометрах

Обобщённо: Если мы стараемся сохранить изделие близкое к оригиналу то используем предложенную мной методику (уточнения и Ваш опыт приветствуются), в остальных случаях индивидуально.

P.S. Существуют масла с очень интересными характеристиками и стоимостью несколько десятков килорублей за грамм ;))))

spbra
Full Member
Сообщения: 258
Зарегистрирован: 06.12.2016,21:34

Сообщение spbra » 30.12.2018,21:19

KALDYH писал(а): Масло для швейных машин - та же минералка без присадок, только степень очистки не нормируется.

По условиям работы подходящими маслами для арифмометра являются индустриальные. От автомобильных они отличаются тем, что работают при меньших нагрузках и температурах, а соответственно к ним предъявляются значительно более мягкие требования.

Коротко о маслах и смазках. Минеральное масло - продукт перегонки нефти, предельные углеводороды, главным образом алкилнафтеновые и алкилароматические, разными методами очищенные. Синтетическое масло - химический продукт на основе полиалкиленгликолей, сложных эфиров (диэстеров), полиальфаолефинов и др. Силиконовое масло - полиметсилоксаны. Моторное масло - масло с присадками (антикоррозионными, антиокислительными, противоизносными, моющими (детергентными), диспергирующими), к минеральному и синтетическому присадки разные. Трансмиссионное масло - высокой вязкости с противозадирными присадками. Консистентная смазка - загущение масла различными мылами: литиевым (литол), кальциевым (солидол), или всяческими парафинами (пушечное сало, вазелин). Главный показатель масла для использования в ненагруженных узлах при обычной температуре - вязкость.
швейные машинки бывают разные, в том числе индустриальные...
И-20 мною, как пример приведено, автомобильные они разные ))) есть для двигателя, а есть для трансмиссии

и на последок - вязкость масла меняется от нагрузок и температуры

Ответить