Не в обиду создателям эмулятора (за эмулятор ещё раз большое спасибо,
maddev &
xlat!) выскажу-таки пожелания. Понятно, что главной целью была эмуляция Д3-28. Но и совместимость с фрязинским дисплеем важна: желательно её улучшить, т.к. общедоступный софт - для Д3-28 в основном именно с фрязинским дисплеем. Конкретно:
1. Для комфортной работы с Фортраном и Выстрой, по их описаниям, нужны клавиши ПС и ВК; одной Enter недостаточно.
2. Коды, посылаемые дисплеем в Д3-28, должны быть 7-битными - с равным нулю старшим битом (ненулевым битом "чётности" портится, в частности, приём в Д3-28 кодов чисел из дисплея).
3. Забой с кодом 0715 нужен отображаемый - это элемент "графики" в некоторых программках.
4. Ну и ещё такая мелочь: нолик желателен перечёркнутый, чтобы в листингах его не путать с буквой О.
// А сейчас, с 8-битными кодами и без символа забоя, в эмуляторе не работает мой любимый продукт - фортрановская демо-игра 1WAR, хорошо работавшая на реальном железе.
Не знаю, может быть, конечно, правильнее не эмулятор подстраивать под проги, а программки под эмулятор. Переделанная под существующий сейчас эмулятор демо-игра 1WAR здесь (она работоспособна и в имитаторе, в нём её листинг можно распечатать в текстовый файл):
https://disk.yandex.ru/d/bhJjyHNNAWeFPA
(файл 1war_kp-50641_n-4517_fortran-5m_ip_rp.txt)
Запуск 1WAR в эмуляторе
https://xlat8086.com/d3-28/ :
. Скачиваем к себе в ПК файл 1war_kp-50641_n-4517_fortran-5m_ip_rp.txt
. В главном меню эмулятора выбираем пункт "Load tape", в открывшемся диалоге указываем загруженный в предыдущем пункте файл.
. на изображении пульта нажимаем СЛ . Затем нажимаем S.
. В главном меню эмулятора выбираем пункт "Terminal". В окне эмулятора терминала будет видна буква R, означающая готовность (Ready).
. Клавиатуру ПК переводим в режим ru, включаем CapsLock. И нажимаем С, это команда "счёт по программе".
Всё, игра началась. И даже звук динькает при отражении летающей точки от границ игрового поля (в реальном фрязинском дисплее пищал гудок :-)
Летающая точка это истребитель, уничтожающий вражескую эскадрилью. Клавиши управления: 7 - налево, 8 - направо, 9 - вверх, 6 - вниз; 1, 2, 3 - выбор скорости; 0 - выход из игры. Выходить надо сразу после уничтожения последнего врага. "Штрафные очки" начисляются за удары о границы игрового поля, "время боя" это количество шагов; чем эти числа меньше, тем более хорошим считается результат.
Скриншоты (ссылки на ipic.su):
начало и
конец игры. Результат там у меня так себе, старый я стал, мало тренируюсь :-) У молодёжи получится лучше.
Впервые о Фортране для Д3-28 и об этой игре у нас речь шла
здесь; подробности, в том числе правила игры на стр. 8:
D3-28_Fortran_program__2_examples.pdf. (Отличие новой версии (v2) от приведённой там в листинге: в строке 14 - новое С=9216, чтобы вместо забоя рисовался значок с кодом 0204, в строку 65 я добавил коды D2 7F B8 23 перед 4D 49 для обнуления бита чётности, и соответственно в строке 67 - новое D=D-32560.)
Для желающих редактировать программку, например, - изменить клавиши управления, или - сочинить новую программку на Фортране (ну, мало ли... вдруг такие люди найдутся), в том же файле 1war_kp-50641_n-4517_fortran-5m_ip_rp.txt вторым блоком идёт сам FORTRAN-5M; контрольная сумма = 138177, код END на шаге 10414. А за ним - фортрановские записи ИП и РП 1WAR v2. Т.е. этот txt-файл - не одна программка, а библиотека программ. Параметры фортрановских записей можно увидеть командой просмотра каталога МЛ после запуска FORTRAN-5M. Просмотр каталога МЛ, загрузка и листинг ИП или редактирование, трансляция ИП в РП и запуск - всё делается по правилам FORTRAN-5M.
Загрузка самого Фортрана: С, СЛ, С. Запуск: нажимаем два раза кнопку "треугольник" и далее действуем согласно описанию FORTRAN-5M (имеющемуся в pdf с "руководством к имитатору", или
здесь). //
5. Ещё пожелание: пусть эмулятор позволит сохранять на ПК результаты - листинги, редактированные или вновь сочинённые программки.
Ну и заодно о нюансах публикации материала в
ЖЖ:
Cсылка на "заводскую документацию" там сейчас дана к Бейсику с контрольной суммой 157107, не к тому Бейсику ТДМ, который в ЖЖ предлагается скачать.
"Игра Тараканьи бега" (файл bega__5prg__bas.txt) - не игра, а "демо", причём сам этот файл это библиотека с 5 бейсик-программками, взятая из zip-архива с имитатором. К сожалению, в ЖЖ этот файл оторван от pdf с обучающим "руководством" из того же архива. В этом pdf в разделе "Перечень программ в txt-папке, прилагаемой к данной версии имитатора" рассказано о назначении и о содержимом файлов; говорится там и о способах загрузки. Каталог библиотеки с пятью программками содержится в пятой программке "Каталог" и
выглядит он вот так.
В частности, файл bega__5prg__bas.txt содержит бейсик-программку SINUS. Её рекомендуется загружать в имеющемся в архиве с имитатором Бейсике-132259, чтобы шрифт не искажался. После запуска она выводит на экран (без всяких "бинарников")
вот такой текст. Ссылка на radioscanner, насторожившая одного из комментаторов в ЖЖ, дана всего лишь для сравнения с
фото листинга и с
результатом работы подобной программки в реале, на ЭВМ Синуса. Полагаю, я сделал всё-таки познавательные файлы - обучающие работе с Бейсиком и с другими языками на Д3-28, и всё было мной объяснено в сопровождающем pdf; "пасхалки" в файлах Синуса авторам комментария в ЖЖ померещились :-)
Вообще, на мой взгляд, упомянутая выше игра 1WAR и сам Фортран - компилятор, позволявший создавать для Д3-28 такие быстрые рабочие программы (РП) как 1WAR, - интереснее, чем Бейсик c "тараканьими бегами" (хотя и в файле bega__5prg__bas.txt есть интересный сюжет: программка ХАОС-1; текст с пояснениями к ней содержится в ней самой).