Технология изготовления картриджей NES
- DENis_S
- Advanced Member
- Сообщения: 4412
- Зарегистрирован: 02.11.2018,20:12
- Откуда: Челябинск
-
Вклад в сообщество
Технология изготовления картриджей NES
Добрый день.
Подскажите, где можно почитать про технологию изготовления картриджей для Денди.
Подскажите, где можно почитать про технологию изготовления картриджей для Денди.
Технология изготовления картриджей NES
Начать с канала Лёши кластера на ютубе. Там под роликами ссылки есть на всякое по теме.
Делай добро и бросай его в воду...
- Tronix
- Advanced Member
- Сообщения: 3625
- Зарегистрирован: 15.01.2008,11:00
- Откуда: Москва
-
Вклад в сообщество
Технология изготовления картриджей NES
Я вот кстати недавно собрал CoolGirl от Кластера и дампер на atmega64. Платы брал у Павла Рябцова (chipkin.ru), там же и часть комплектухи для CoolGirl (флеха, альтера, SRAM, шифтеры). Остальная комплектуха вроде была своя, с некоторыми допущениями. Но так и не добился пока нормальной работы.
Сначала спаял непосредственно дампер/записыватель, и сразу мне не понравилось, что скорость по которой он общается через виртуальный COM-порт равна всего-лишь 250000 бот. Это реально очень медленно для объемов типа 128 Мб - запись такого картриджа будет идти свыше 3-ех часов. Немного полистав даташит на atmega64 решил, что ничего не мешает увеличить скорость до 1 Мбот (1 000 000 бот), кроме как отсутствие внешнего кварца на 16МГц (по умолчанию atmega64 работает от внутреннего на 8 МГц и PLL в ней нет, чтобы удвоить частоту).
Поэтому засверлил с краю платы дампера где нет дорожек две дыры, вырезал ножем квадраты под контактные площадки для кварца и поставил туда кварц на 16 МГц. Проводочками МГТФ кинул кварц к ножкам atmega64. Получилось колхозно, но мне ехать, а не шашечки. Конечно, после этого нужно поправить бутлоадер - там просто указываем что скорость CPU стала 16МГц, и саму прошивку дампера. Тут я столкнулся с проблемкой, что на такой скорости UART 1 Мбот начались потери пакетов. Немного прикинув, решил что проблема в том, что Кластер обрабатывает приходящие символы прямо в прерывании, там у него comm_proceed() вызывается, которая очень громадная. Короче, слишком долго сидим в прерывании, видимо не успеваем все обработать до прихода следующего символа, и он теряется.
Поэтому переделал по-быстрому работу с UART на FIFO, вынес обработку всех команд из прерываний, и даже исходящую очередь так же реализовал через FIFO, и прерывание как только появляется очередной символ в очереди на отправку. После этого дампер нормально полетел на скорости COM порта 1 мегабот, без сбоев передачи. А, ну и разумеется пришлось поставить Visual Studio коммунити 2019, чтоб пересобрать сам виндовый клиент со скоростью 1 Мбот, там просто одна константа меняется.
Вот, форкнул проект дампера с внесенными в прошивку и бутлоадер изменениями: https://github.com/Tronix286/famicom-dumper , мало-ли... Но, ваще, конечно надо делать дампер на stm32 без всех этих виртуальных ком-портов и прочих FTDI, будь они трижды кляты. Просто чисто свой дескриптор в stm32 булк трансферы и libusb - залог вменяемой скорости обмена девайс-комп. Что в принципе Кластер и пытается сделать на stm32, но только опять с виртуальным UART'ом. Но, он хотя бы пытается, а мне, диванному эксперту, конечно виднее как ему его дампер делать, ага. Поэтому не критикую, а просто размышляю. И так как плата была для atmega, и что немаловажно - сама atmega64 у меня тоже валялась лет 7 уже просто так без дела - собрал дампер на ней.
Но если с дампером все ясно и понятно как божий день, и к нему нет никаких претензий после небольших допиливаний, и с atmega64 большего увы не выжать, то вот непосредственно с самим картриджом у меня чего-то не заладилось. Сейчас довольно сложно описать все происходящие глюки, так как я сам до конца их еще не понимаю, но если в двух словах - некоторые игры не запускаются, некоторые запускаются и в процессе игры виснут, некоторые работают нормально. Что-то где-то не того, но пока не понял, хотя воюю с ним уже недели две наверное точно, и пока счет увы не в мою пользу.
Сначала спаял непосредственно дампер/записыватель, и сразу мне не понравилось, что скорость по которой он общается через виртуальный COM-порт равна всего-лишь 250000 бот. Это реально очень медленно для объемов типа 128 Мб - запись такого картриджа будет идти свыше 3-ех часов. Немного полистав даташит на atmega64 решил, что ничего не мешает увеличить скорость до 1 Мбот (1 000 000 бот), кроме как отсутствие внешнего кварца на 16МГц (по умолчанию atmega64 работает от внутреннего на 8 МГц и PLL в ней нет, чтобы удвоить частоту).
Поэтому засверлил с краю платы дампера где нет дорожек две дыры, вырезал ножем квадраты под контактные площадки для кварца и поставил туда кварц на 16 МГц. Проводочками МГТФ кинул кварц к ножкам atmega64. Получилось колхозно, но мне ехать, а не шашечки. Конечно, после этого нужно поправить бутлоадер - там просто указываем что скорость CPU стала 16МГц, и саму прошивку дампера. Тут я столкнулся с проблемкой, что на такой скорости UART 1 Мбот начались потери пакетов. Немного прикинув, решил что проблема в том, что Кластер обрабатывает приходящие символы прямо в прерывании, там у него comm_proceed() вызывается, которая очень громадная. Короче, слишком долго сидим в прерывании, видимо не успеваем все обработать до прихода следующего символа, и он теряется.
Поэтому переделал по-быстрому работу с UART на FIFO, вынес обработку всех команд из прерываний, и даже исходящую очередь так же реализовал через FIFO, и прерывание как только появляется очередной символ в очереди на отправку. После этого дампер нормально полетел на скорости COM порта 1 мегабот, без сбоев передачи. А, ну и разумеется пришлось поставить Visual Studio коммунити 2019, чтоб пересобрать сам виндовый клиент со скоростью 1 Мбот, там просто одна константа меняется.
Вот, форкнул проект дампера с внесенными в прошивку и бутлоадер изменениями: https://github.com/Tronix286/famicom-dumper , мало-ли... Но, ваще, конечно надо делать дампер на stm32 без всех этих виртуальных ком-портов и прочих FTDI, будь они трижды кляты. Просто чисто свой дескриптор в stm32 булк трансферы и libusb - залог вменяемой скорости обмена девайс-комп. Что в принципе Кластер и пытается сделать на stm32, но только опять с виртуальным UART'ом. Но, он хотя бы пытается, а мне, диванному эксперту, конечно виднее как ему его дампер делать, ага. Поэтому не критикую, а просто размышляю. И так как плата была для atmega, и что немаловажно - сама atmega64 у меня тоже валялась лет 7 уже просто так без дела - собрал дампер на ней.
Но если с дампером все ясно и понятно как божий день, и к нему нет никаких претензий после небольших допиливаний, и с atmega64 большего увы не выжать, то вот непосредственно с самим картриджом у меня чего-то не заладилось. Сейчас довольно сложно описать все происходящие глюки, так как я сам до конца их еще не понимаю, но если в двух словах - некоторые игры не запускаются, некоторые запускаются и в процессе игры виснут, некоторые работают нормально. Что-то где-то не того, но пока не понял, хотя воюю с ним уже недели две наверное точно, и пока счет увы не в мою пользу.
- Tronix
- Advanced Member
- Сообщения: 3625
- Зарегистрирован: 15.01.2008,11:00
- Откуда: Москва
-
Вклад в сообщество
Технология изготовления картриджей NES
А вроде бы заработал мой CoolGirl нормально без сбоев, когда попробовал его вот на такой вот "денди" на капле:
Единственное была проблема в некоторых играх типа Felix The Cat, когда верхняя часть экрана рисуется снизу, да к тому же еще и задублирована. Решилось заменой конденсатора на линии PPU_A12 с 22пФ на 220пФ, что бы это не значило.
А я то пробовал его (картридж) настраивать и запускать на такой вот денди на корпусных микросхемах:
И вот с ней как раз есть проблемы. Некоторые игры по прежнему виснут, например, тот же Felix The Cat, некоторые сидят в бесконечном рестарте, например Чип и Дейл 2, некоторые совсем простенькие работают.
Потыкал немного осликом в катридж и разъем дендика, и мне не понравились какие-то иглы на шине данных CPU у клона на корпусных микросхемах. На "капле" такого нет, все сигналы ровные более-менее, а вот у корпусного - прям иголки, всплески какие-то по шине данных CPU, которые пролазят и через шифтеры в 3.3V часть карика и там такие-же. Наверное CPLD от такого расклада не очень хорошо.
Что интересно, с обычным не флеш катриджем у денди на рассыпухе похожие "иглы" по шине, хотя и не такие мощные, но они есть... Поковыряю еще на досуге, может блокировчных 0,1мкФ напаять надо на плату недостающих, или еще чего там подумать.
А на капле супер работает - стабильно. Только сама "капля" очень фиговенько звук играет, "корпуснная" дендя в этом плане более нажористую музычку выдает.
Единственное была проблема в некоторых играх типа Felix The Cat, когда верхняя часть экрана рисуется снизу, да к тому же еще и задублирована. Решилось заменой конденсатора на линии PPU_A12 с 22пФ на 220пФ, что бы это не значило.
А я то пробовал его (картридж) настраивать и запускать на такой вот денди на корпусных микросхемах:
И вот с ней как раз есть проблемы. Некоторые игры по прежнему виснут, например, тот же Felix The Cat, некоторые сидят в бесконечном рестарте, например Чип и Дейл 2, некоторые совсем простенькие работают.
Потыкал немного осликом в катридж и разъем дендика, и мне не понравились какие-то иглы на шине данных CPU у клона на корпусных микросхемах. На "капле" такого нет, все сигналы ровные более-менее, а вот у корпусного - прям иголки, всплески какие-то по шине данных CPU, которые пролазят и через шифтеры в 3.3V часть карика и там такие-же. Наверное CPLD от такого расклада не очень хорошо.
Что интересно, с обычным не флеш катриджем у денди на рассыпухе похожие "иглы" по шине, хотя и не такие мощные, но они есть... Поковыряю еще на досуге, может блокировчных 0,1мкФ напаять надо на плату недостающих, или еще чего там подумать.
А на капле супер работает - стабильно. Только сама "капля" очень фиговенько звук играет, "корпуснная" дендя в этом плане более нажористую музычку выдает.
- Tronix
- Advanced Member
- Сообщения: 3625
- Зарегистрирован: 15.01.2008,11:00
- Откуда: Москва
-
Вклад в сообщество
Технология изготовления картриджей NES
Поковырял еще чуть-чуть плату дендика на "рассыпухе", картинка которой постом выше. Вместо "КРЕНки" запитал всю плату от мощного DC/DC (2А), ну так, на всякий случай. Как говорицца, здоровое питание всему голова. Ну и дальше чуть-чуть снова потыкал в него овцелографом, мало что понятно, но картинки примерно такие: вот те самые "иглы" или "всплески" на шине данных при вставленном картридже CoolGirl, про которые я выше говорил:
А это тоже самое, только с самым обычным старым 5-вольтовым картриджом-каплей (не флеш): Это вот, например, вторая и третья ножка 74LS373. Желтый вход со стороны PPU, красный выход на карик: Припаял все блокировочные кондеры, и 0,1мкф, и 0,01мкф, где место было под них на плате. Разумеется, это не дало абсолютно ничего. А вот замена Goldstar 74LS373 на православную К555ИР22 внезапно дало результат - перестали виснуть игры типа Felix The Cat.
Но, так и не победил постоянный рестарт игры Chip and Dale 2, да хуже того, Super Mario блин запускается и виснет на заставке. Но все-таки понял что влияет на их запуск - как это ни странно, но когда держишь щуп осцыла на сигнале CPU_A4 - все прекрасно запускается и работает, и чип и дейл и марио. Как только щуп отпускаешь - все, зависон или глюк. Только CPU_A4, соседние CPU_A5, A6, A7 и другие сигналы никак не реагируют на щуп. Пробовал притянуть CPU_A4 к питанию, к земле - не помогает. Пробовал поставить кондер 30пф на землю - нет запуска вообще. В общем, очень странная глюка, природа этого явления мне не понятна.
А с денди на китайской капле превосходно все работает и в ус не дует. Ну и фиг с ним.
А это тоже самое, только с самым обычным старым 5-вольтовым картриджом-каплей (не флеш): Это вот, например, вторая и третья ножка 74LS373. Желтый вход со стороны PPU, красный выход на карик: Припаял все блокировочные кондеры, и 0,1мкф, и 0,01мкф, где место было под них на плате. Разумеется, это не дало абсолютно ничего. А вот замена Goldstar 74LS373 на православную К555ИР22 внезапно дало результат - перестали виснуть игры типа Felix The Cat.
Но, так и не победил постоянный рестарт игры Chip and Dale 2, да хуже того, Super Mario блин запускается и виснет на заставке. Но все-таки понял что влияет на их запуск - как это ни странно, но когда держишь щуп осцыла на сигнале CPU_A4 - все прекрасно запускается и работает, и чип и дейл и марио. Как только щуп отпускаешь - все, зависон или глюк. Только CPU_A4, соседние CPU_A5, A6, A7 и другие сигналы никак не реагируют на щуп. Пробовал притянуть CPU_A4 к питанию, к земле - не помогает. Пробовал поставить кондер 30пф на землю - нет запуска вообще. В общем, очень странная глюка, природа этого явления мне не понятна.
А с денди на китайской капле превосходно все работает и в ус не дует. Ну и фиг с ним.
- Tronix
- Advanced Member
- Сообщения: 3625
- Зарегистрирован: 15.01.2008,11:00
- Откуда: Москва
-
Вклад в сообщество
Технология изготовления картриджей NES
Вощем, по наводке самого Кластера резанул дорогу на плате CPU_A4 до разъема, запаял в разрыв сопротивление 330ом. И все поехало, и супер марио запускается, и Чип и Дейл 2. Тестирую другие игры, но пока все работает. Я доволен
- DENis_S
- Advanced Member
- Сообщения: 4412
- Зарегистрирован: 02.11.2018,20:12
- Откуда: Челябинск
-
Вклад в сообщество
Технология изготовления картриджей NES
Эта штука позволят записывать ромы как на флешку?
Технология изготовления картриджей NES
У нас в Дубне когда то собирали (отверточная сборка ) оные приставки под маркой Subor да на том самом заводе Тензор ... где выпускался клон спектрума Dubna 48k//
Проходил в те годы там практику ... так вот был девайс с длинным шлейфом и платой Isa ... вставлялся в приставку и через меню rom выбрать можно было ....
игрались во все подряд ..... также там выпускались картриджи с !!! отечественными ультрафиолетками ... шили ... буду у родителей посмотрю вроде как пара тройка валялась ....
Проходил в те годы там практику ... так вот был девайс с длинным шлейфом и платой Isa ... вставлялся в приставку и через меню rom выбрать можно было ....
игрались во все подряд ..... также там выпускались картриджи с !!! отечественными ультрафиолетками ... шили ... буду у родителей посмотрю вроде как пара тройка валялась ....
Технология изготовления картриджей NES
На «Тензор» я вместе с командой своих друзей и единомышленников пришёл десять лет назад в связи с реализацией проекта «Денди».
… Проект «Денди», по сути, сформировал рынок видеоигр в России. Первоначально игровые приставки «Денди» и картриджи к ним делали на Тайване. В начале 1994 года было принято решение перенести их выпуск в Россию. В «Стиплере» по инициативе Андрея Валерьевича Чеглакова было создано производственное направление, которое я курировал как вице-президент этой компании.
… Мы подсчитали, проанализировали затраты и возможности реализации проекта, необходимые сроки производства на заводе в Дубне и пришли к выводу, что «Тензор» — оптимальный вариант для выпуска игровых видеоприставок в России. С этим проектом «Стиплер» и принял участие в организованном Госкомимуществом России инвестиционном конкурсе, победитель которого получал контрольный пакет недавно созданного ОАО «Приборный завод „Тензор“». Конкурс мы выиграли. Я был избран членом совета директоров «Тензора», а с 1998 года по настоящее время являюсь его председателем.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Dendy#%C2 ... 1%80%C2%BB
чуть чуть проснулась Гордость за город в котором вырос .....
… Проект «Денди», по сути, сформировал рынок видеоигр в России. Первоначально игровые приставки «Денди» и картриджи к ним делали на Тайване. В начале 1994 года было принято решение перенести их выпуск в Россию. В «Стиплере» по инициативе Андрея Валерьевича Чеглакова было создано производственное направление, которое я курировал как вице-президент этой компании.
… Мы подсчитали, проанализировали затраты и возможности реализации проекта, необходимые сроки производства на заводе в Дубне и пришли к выводу, что «Тензор» — оптимальный вариант для выпуска игровых видеоприставок в России. С этим проектом «Стиплер» и принял участие в организованном Госкомимуществом России инвестиционном конкурсе, победитель которого получал контрольный пакет недавно созданного ОАО «Приборный завод „Тензор“». Конкурс мы выиграли. Я был избран членом совета директоров «Тензора», а с 1998 года по настоящее время являюсь его председателем.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Dendy#%C2 ... 1%80%C2%BB
чуть чуть проснулась Гордость за город в котором вырос .....
Технология изготовления картриджей NES
А никто не пробовал подключить Денди к монитору по вга, чтоб изображение было качественнее, чем на композите (колокольчики).
Технология изготовления картриджей NES
Так если по rgb к телику подключают, то и к мониторам можно видимо
https://www.avito.ru/moskva/igry_prista ... 1455392728
https://www.avito.ru/moskva/igry_prista ... 1455392728